30-я Казахстанская Международная строительная и интерьерная выставка
30-я Казахстанская Международная строительная и интерьерная выставка

Как будет расти Алматы

Главный архитектор Алматы Сайран ФАЗЫЛОВ рассказал “Каравану” о том, как будет расти Алматы, что делать с ветхим жильем и куда исчезнут барахолки.

– Сайран Ахметжанович, в Алматы практически прекратилось строительство. Но мегаполис не может не строиться. Есть ли планы по возведению новых объектов?

– Последние три года мы постоянно обращаемся в Астану для внесения изменений в действующий генеральный план развития Алматы. В этом году нам обещают выделить средства на его корректировку. Изменения необходимы, так как последний генплан Алматы был утвержден в 2002 году. Это было время строительного бума. Но с тех пор многое изменилось, некоторые кварталы были снесены. Правда, есть участки, на которых так ничего и не построили, во время кризиса у компаний закончились деньги, и эти территории оказались в залоге у банков.

– А какие изменения, по-вашему, нужны в первую очередь?

– Надо привести документ в соответствие с настоящим положением. Потом полностью пересмотреть транспортную схему. Пересмотреть инженерные коммуникации.

Были потеряны дежурные планы на инженерные сети, так как все они подчинялись различным ведомствам, их пришлось восстанавливать. Сейчас мы знаем, где какая проложена сеть, какие из них бесхозные, их год постройки, протяженность. На этой ревизии потеряли два года. Но сегодня к корректировке генплана мы уже готовы.

– Какой главный итог этой работы?

– Сейчас мы приняли решение приостановить развитие центральной части города. В центре уже нет коридоров для прокладки новых инженерных коммуникаций. Значит, чтобы вводить новые здания, нужно менять существующие сети. Этого мы не делали ни в советское время, ни во время становления страны.

Тем более я не сторонник трогать исторический центр. Здесь прошло мое детство, мое студенчество. Наверное, каждый алматинец поймет мое нежелание ломать историческую застройку на этих улицах. Последние три года я не видел ни одного отвода участка для нового строительства в центральной части города. Могут поломать старое, совсем ветхое жилье или соцобъект. А чтобы новые отводы делать – такого нет. Мы это пресекаем.

– Куда же будет теперь развиваться город территориально?

– В сторону Алатауского района и дальше.

Студентов – в кампусы

– Во время отчетной встречи с населением аким Алматы Ахметжан Есимов сказал, что намерен вынести часть вузов за пределы Алматы. Как это будет происходить?

– Учебные заведения при корректировке генплана будут переносить, как в других странах, на окраину города, в университетские городки. В сторону Каскелена на территории Ауэзовского района выделены участки площадью четыре гектара. В Алатауском районе мы предусмотрели 27 гектаров для студенческого городка под общежития. Выделены участки в районе “Меркурграда” в Медеуском районе.

– Вы планируете построить сразу несколько таких городков?

– Конечно. Всех собирать в одном месте нельзя. Иначе мы опять загрузим транспортную схему Алматы.

– Каким образом будет происходить переезд вузов?

– Начнем со строительства общежитий. А потом будем выводить и сами учебные заведения. Какие вузы перебазируются за город – должно решить Минобразования.

Но в первую очередь выносить нужно институты, не имеющие своей инфраструктуры. Вот, например, автомобильно-дорожный колледж. Ни парковки у него нет, ни спортзала. Стоит один корпус. Ну что это такое? Смешно даже.

Мы растем?

– Будет ли увеличиваться территория Алматы?

– Я хотел бы этого, но увеличения не будет. Мы каждый год просим чуть-чуть земли под развитие. Недавно вот под Азиаду, потом под Универсиаду...

– Для чего конкретно городу нужны новые территории?

– В городе здания сидят очень плотно. Такая плотность в сейсмическом районе недопустима. Объекты должны ставиться более разреженно. Высотные здания должны стоять от расположенных вблизи домов на расстоянии в полторы его высоты. Не дай бог, упадет что-то, чтобы не раздавить вокруг стоящие здания.

И на самом деле, когда высотные здания без пространства, они не смотрятся. Давят. Вот зайдите во двор жилого массива, построенного “Куатом”. Смотришь – кажется, ты в колодце. И страшно даже – человек теряется. А вот гостиница “Казахстан” – она выше, но смотрится легкой, воздушной. Потому что рядом нет других высоток.

Я считаю, что такие мегаполисы, как Алматы, должны развиваться в сторону пригородных территорий. В 2008 году был даже утвержден генплан пригородной зоны. И земли, которые вошли в эту зону, могут застраиваться только по согласованию между городом и областью. Но этого недостаточно. Пригородная зона должна простираться на 20–30 км вокруг Алматы. Отсутствие таких резервов – это наша, профессионалов, ошибка.

– А жители Алматы как-то могут участвовать в разработке генплана, высказывать свое мнение?

– Пожалуйста. Без проблем. Когда мы сделали генплан и проект детальной планировки Алатауского района, то выставили его в одной из школ. И народ обсуждал, свое мнение говорил. Это нормальное явление. То же самое, наверное, надо бы сделать с генпланом Алматы.

– Может быть, стоит разместить его в Интернете?

– Пожалуйста. Необходимо знать мнение и простого человека, и специалистов.

Ветхое снесем, новое построим

– На отчетной встрече Ахметжан Есимов также говорил о начале программы “Ветхое жилье”. Как она будет реализовываться?

– В городе есть ряд кварталов, застроенных двухэтажными каркасно-камышитовыми домами. Они были построены в 1930-х годах. Представляете, сколько им лет? Я сомневаюсь, что там что-то осталось от камыша. Такие дома есть и в нижней части города, и в районе перекрестка улиц Жандосова и Берегового.

Вот мы с хозяевами сейчас договариваемся. В Турксибском районе с жителями провели собрание. Они согласились, что мы на свободной земле рядом с их домами ставим первый дом и передаем квартиры жителям. Жители передают нам права на их старые дома и землю под ними. Эту зону мы застраиваем и заселяем в новые дома жителей других, соседних домов. Так мы более эффективно будем использовать землю. Это просто необходимость жизни.

– На каких условиях вот эта программа будет вестись?

– Например, я видел однокомнатную квартиру в таком доме: 24 квадратных метра, без удобств. Это же не квартира! А сейчас делаем жилье эконом-класса. Если у человека 20–25 квадратных метров было, ему, как положено по всем нормативам, передаем жилье с кухней и санузлом. Самое меньшее – получается однокомнатная квартира в 32 квадратных метра. Мы делали анализ: основная потребность в одно-, двухкомнатных квартирах. Но если будут желающие увеличить свою площадь, тогда можно доплачивать. Ну, в наше время бесплатно ничего же не делается.

– Когда начнется эта программа?

– В этом году начинаем.

Рыночное отношение

– Сайран Ахметжанович, в прошлом году вы представляли ряд проектов модернизации рынков Алматы. На каком этапе находится эта работа?

– Сейчас администрации 12 рынков работают над проектной документацией. Три рынка уже имеют рабочие чертежи – “Арыстан” в Аксае, “Тигрохауд” в микрорайонах и “Самал-7” в районе барахолки.

– И для чего все это?

– Мы хотим превратить базары в торговые центры. Любое нормальное здание призывает человека к культуре. Не будет под ногами грязи, какой-то непонятной торговли.

С другой стороны, мы хотим привести в порядок и сам город, и въездные магистрали, чтобы рынки оформляли город. А как сейчас? Я заезжаю в город, и мне становится даже страшно. Видно, что Алматы мы довели до ручки.

Один из элементов этой работы – создание нормальных условий для движения автотранспорта. Управление земельных отношений Алматы подало в суд на администрации 22 рынков города, которые занимают территорию за “красными линиями”.

– Что такое “красные линии”?

– Это линии, которые обозначают существующие или планируемые границы территорий общего пользования. roksa.ch Они отделяют общественные территории от земельных участков, застраиваемых частными лицами. Это регулирует кварталы улиц. И если мы этим заниматься не будем, то и улицы уже не будет? Не дай бог завтра случится землетрясение, и всем отсюда надо будет выехать, мы друг друга передавим.

– Самая тяжелая ситуация, насколько я понимаю, на барахолке…

– Да, на Северном кольце и на “ташкентской” трассе, где находится рынок “Алтын Орда”. В районе Северного кольца ширина улицы – всего 100 метров. А сейчас осталась только проезжая часть. Это метров примерно 20–25, остальное занято рынками.

Вопрос “красных линий” находится на контроле у акима города. И мы будем работать над этой проблемой до тех пор, пока она не будет разрешена. Полосу между рынками необходимо освобождать. Это будет удобно и для покупателей, и для города, и для служб ЧС. Во многом это вопрос облика города, который мы хотим улучшить.

Источник: Караван, Адиль УРМАНОВ

  • Создано .